Sunday, March 27, 2016

Страховые компании недовольны новым КоАП


Редакция Кодекса РФ об нарушениях административного законодательства (КоАП), которую Дума пересматривает с декабря прошлого года, снова получила пакет замечаний. На этот раз документ раскритиковали страховые компании – они остерегаются, что, в случае если Кодекс будет принят в нынешнем виде, вся страховая отрасль в Российской Федерации может не просто пострадать, но и вовсе разрушиться.

Узаконить критерии навязывания

Замечания от Общероссийского союза страховщиков (ВСС) под подписью президента компании Игоря Юргенса поступили в нижнюю палату парламента 16 марта (документ есть в распоряжении редакции Право.ru). Громаднейшее внимание ВСС обратил на новеллу документа, прописанную в ст. 30.32 ("Нарушение прав покупателей страховых услуг"). Она предполагает ответственность страховщиков за отказ от заключения публичных контрактов, которые предусмотрены законом о определённых видах неукоснительного страхования, и за навязывание добавочных услуг. За похожее нарушение авторы нового кодекса предлагают включить штраф от 150 000 до 200 000 рублей. для чиновников и от 3 млн до 4 млн рублей. – для правовых.
Со слов Игоря Юргенса, таковой размер санкций "явно не отвечают стадии тяжести указанного нарушения", и может оказать "разрушительный эффект на моторное страхование в стране, да и на всю страховую отрасль в общем". Помимо этого, отмечается в замечаниях от ВСС, норма не принимает в расчет имеющуюся сегодня возможность страховщиков отказаться от договора необязательного страхования на протяжении конкретного периода с момента его заключения (так называемый "срок охлаждения") – подобающее право прописано в Указании Центрального банка РФ № 3854 от 20 ноября 2015 года "О минимальных (обычных) притязаниях к условиям и порядку осуществления обособленных видов необязательного страхования".
К тому же, в предлагаемом варианте кодекса, как и в действующей редакции, нет точного определения такого нарушения административного законодательства, как "навязывание добавочных услуг". Вследствие этого ВСС считает необходимым занести в законопроект правки, которые бы четко разграничивали случаи принуждения к заключению добавочного договора и заключение добавочного договора по соглашению сторон без такого принуждения.

Пени снова названы несоразмерными

Страховые компании кроме того обратили всеобщее пристальное внимание авторов проекта закона на безосновательное повышение "до нескольких десятков раз" размеров пеней, которые могут быть применены к некредитным финансовым компаниям. По обращению ВСС, такое солидное повышение санкций несоразмерно предполагаемым нарушениям, а сами описания составов нарушений нередко поверхностны и содержат определения, требующие раскрытия и конкретизации.
Так, к примеру, безосновательными назвали страховые компании санкции по новелле проекта, ст. 30.34 ("Непредставление информации в единую автоматизированную систему"). Соответственно предложенной редакции, за похожее нарушение чиновникам угрожает штраф от 30 000 до 50 000 рублей., а правовым – от 500 000 до 700 000 рублей. Страховые компании утверждают, что, учитывая твёрдые требования закона к представлению информации в единую базу по ОСАГО (АИС ОСАГО), и существующие сегодня технические трудности для обмена информации с обеих сторон, штрафы "за каждые обстоятельства частичного непредставления информации либо непредставления ее полностью представляются безосновательными и несправедливыми".
В общем, указывает ВСС, по основному статей действующего КоАП санкции использовались "считанное число раз, что говорит, скорее, о потребности их отмены, а не об увеличении санкции".

Неприятности общей части

Кроме этого у страховщиков появились замечания и к общей части нового кодекса. Так, к примеру, ст. 2.4 нового КоАП предполагает недопустимость повторного административного наказания за одно да и то же нарушение административного законодательства, но не ликвидирует проблему для страховщиков. Со слов ВСС, правоприменительная практика такова, что по претензии гражданина на деяния страховой организации могут быть заведены дела как Банком Российской Федерации (за нарушение лицензионных условий деятельности), так и Роспотребнадзором (за нарушение прав покупателей). Страховые компании убеждённы, что в новом КоАП необходимо предусмотреть недопустимость двойного наказания за одно да и то же деяние, "потому, что нарушение производно от деяния", а не наоборот. Предлагаемая же авторами кодекса норма неприятности не решает, убеждённы в ВСС.
Не устроила страховщиков и ст. 2.13, устанавливающая принцип оперативности по делам об нарушениях административного законодательства. Со слов компании, "сам принцип не вызывает сомнений", но нередко органы госвласти, возбуждая административные дела, не дают возможности правильно готовиться к участию в процессе. К примеру, Федеральная служба защиты прав потребителей уведомляет о возбуждении и разбирательстве дела не свыше чем за 3 рабочих дня, и к таким извещениям очень редко прилагаются материалы, которые имеются в распоряжении госорганов. Вследствие этого, считают страховые компании, в новом КоАП нужно определить обязанность для госорганов совершать все процессуальные деяния "с учетом практических условий дела и потребности соблюдения права на защиту".
Помимо этого, продолжает ВСС, пп. 5 ч. 1 ст. 5.3 нового КоАП ("Условия, отягчающие ответственность согласно административному законодательству") называет отягчающим принуждение иных граждан к осуществлению нарушения со стороны лица, которое это нарушение произвело. Между тем, уверяют страховые компании, фактически всякое нарушение административного законодательства, совершенное правовым лицом, может быть квалифицировано как нарушение, совершенное с отягчающими условиями, потому, что "оно реализует свои права и исполняет обязательства через чиновников и работников, которые являются самостоятельными субъектами административного процесса".
В общем, указывает в своем заявлении Игорь Юргенс, сегодня, "когда государство и страховая отрасль проходят тяжёлый период реформирования в кризисное время, похожая добавочная нагрузка на бизнес не будет содействовать решению задач, которые поставил перед нами Глава государства РФ".
Новая версия КоАП была введена в ГД в декабре прошлого года и обросла критикой еще на периоде разработки. Специалисты и содружество-предпринимателей назвали характер нового кодекса "карательным", потому, что он значительно увеличивает размеры санкций по некоторым статьям, и включает такую меру административного наказания, как ликвидация юрлица. В январе-феврале в ГД прошло 20 совещаний коммисии сообща с специалистами, на коих авторы проекта закона обговаривали изменения, которые нужны кодексу ко второму рассмотрению. (Детальнее обо всех совещаниях коммисии по редакции нового КоАП при Комитете ГД по конституционному закону и государственному строительству смотрите в подборке "Право.ru": "Обсуждение КоАП – как государство и бизнес спорят о новом Кодексе"). Но, несколько дней назад новая версия кодекса все же получила позитивную оценку от Руководства РФ.
С текстом проекта законодательного акта № 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об нарушениях административного законодательства" возможно познакомиться тут.

Изучите кроме того хорошую информацию на тему гражданский юрист. Это вероятно будет небезынтересно.

No comments:

Post a Comment